Полина3 комментариев

Клинический этикет. Учебное пособие Г. Р. Сагитова, В. М. Мирошников, Г. И. Колесникова

Посмотреть другие результаты поиска. Посмотреть другие готовые работы. Спасибо, ваше сообщение отправлено В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками выполнения заказа.

Заказать работу Обсудить цену и условия. Отзывы , авторы , цены и гарантии. Рассматриваются различные составляющие медицинской деонтологии и этики: В книгу включен этический кодекс врача и медицинской сестры, рассматриваются вопросы профессиональной девиации, даны практические советы по психокоррекции, рассмотрены основные законодательные документы по защите прав как пациентов, так и медицинских работников. Излагаемые в книге материалы делают ее доступной для массового читателя.

Издание рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов и обучающихся в системе послевузовского образования ординаторы, аспиранты, интерны, слушатели ФУВ , работников среднего медицинского звена.

Пособие будет полезно для специалистов, преподающих данную или смежные с ней Совершенствование анализа экономического потенциала кризисного предприятия на стадии наблюдения Экономика предприятия. Значение маркетинга в управлении фирмой на примере компании Маркетинг.

Издание рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов и обучающихся в системе послевузовского образования ординаторы, аспиранты, интерны, слушатели ФУВ , работников среднего медицинского звена. Пособие будет полезно для специалистов, преподающих данную или смежные с ней Купить за грн только Украина в.

Феникс — легендарная священная птица древних египтян. Позже этот миф стал известен и в Древней Греции, где его рассказывали в двух версиях: Мифологическая птица, сжигающая себя и возрождающаяся из собственного пепла. Возобновлять честь свою, сия привилегия дана фениксу, которая птица будучи сожжена Солнцем, паки от своего пеплу зарождается.

Феникс в мифах древних греков волшебная птица, обитающая где то в Эфиопии и живущая лет: Феникс — в мифах древних греков волшебная птица, обитающая где то в Эфиопии и живущая лет варианты: Феникс — а, муж. От phoinix феникс, сказочная птица. Феникс — Воронеж,Россия Категория отеля: В древнегреческой мифологии птица, обладавшая способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла; употр.

Как символ вечного обновления, возрождения. Что у вас за феникс появился? Одно из южных созвездий.

Фадей1 комментариев

Международный бизнес. Учебное пособие В. А. Михалкин

Игорь Леонидович Трунов Портрет Род деятельности: Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Другие книги схожей тематики: Учебное пособие Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры "Мировая экономика и международные финансовые отношения" Финансового университета при Правительстве РоссийскойФедерации в соответствии с федеральным… — Инфра-М, Вузовский учебник, формат: Твердая бумажная, стр.

Учебное пособие Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению "Экономика", профилю "Мировая экономика". Вучебном пособии даны теория и… — Магистр, Инфра-М, формат: Вучебном пособии даны теория и практика… — Магистр, формат: Учебное пособие Даны теория и практика ведения бизнеса в конкурентном мире. Анализируются деловая среда, основные сферы, а также концепции управления международными компаниями сучетом социальных и культурных… — Инфра-М, Магистр, формат: Анализируются деловая среда, основные сферы, а также концепции управления международными компаниями сучетом социальных и культурных… — Магистр, формат: Рассмотрено влияние глобализации на деятельность транснациональных корпораций, показаны изменение и унификация современных моделей корпоративного управления.

Особое внимание уделено практическим аспектам организации деятельности ТНК, изменению роли и функций корпоративного центра. Современные проблемы менеджмента в международном бизнесе [Электронный ресурс]: Заикин ; под ред. Рассматриваются актуальные проблемы развития менеджмента на современном этапе.

Обращено внимание на процессы, происходящие в российских и международных компаниях и их влияние на совершенствование управления. Дан анализ основных тенденций, наблюдаемых в менеджменте в условиях изменчивой экономической среды. Международный бизнес [Электронный ресурс]: В учебном пособии изложены современные-тенденции в развитии международного бизнеса в условиях формирования целостного мирового экономического пространства.

Изложение учебного материала и задания для самостоятельной работы основываются на принципах компетентностного подхода. Для студентов и преподавателей экономических вузов, научных и практических работников.

Международные экономические отношения [Электронный ресурс]: В учебном пособии даны теория и практика ведения бизнеса в конкурентном мире. В нем анализируются деловая среда, основные сферы, а также концепции управления международными компаниями с учетом социальных и культурных аспектов.

Особое внимание уделено участию государства в международном бизнесе в форме государственно-частного партнерства. Для студентов экономических специальностей, а также всех интересующихся сферой международного бизнеса. Международный маркетинг и бизнес [Электронный ресурс]: Выберите шрифт Arial Times New Roman. Интервал между буквами Кернинг: Закрыть панель Вернуть стандартные настройки. Рассмотрены основные теоретические проблемы современного международного бизнеса и практические аспекты его деятельности.

Дан анализ деловой среды, ее основных сфер, а также концепций управления международными компаниями с учетом социальных, деловых и этических аспектов. Большое внимание уделено участию государства в международном бизнесе в форме государственно-частного партнерства ГЧП и анализу малого предпринимательства. Для студентов вузов, преподавателей, а также всех интересующихся сферой международного бизнеса.

flipsiocova3 комментариев

600 комбинаций. учебное пособие м. блох

В Введение в психиатрическую клинику. Крепелин Э Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. В Курс общего учения о душевных болезнях. Г Руководство по психиатрии в 2-х томах. В Руководство по психиатрии в 2-х томах. Уважаемые пользователи пишут нам в редакцию письма различного содержания, но не так давно была Для регистрации на BookMix. Главная Разное Спорт комбинаций. Учебное пособие Купить в магазинах: Подробнее об акции [x].

Я читал эту книгу. Ассоциация учителей физики ISBN: Рецензии Отзывы Цитаты Где купить. Намного больше чем футбол. Города, стадионы и знаменитые дерби. Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации.

Найди книгу для себя! Учебное пособие Ассоциация учителей физики, г. Продуманная последовательность заданий помогает развитию комбинационного зрения и позволяет использовать книгу также в качестве учебника. Для всех позиций характерна напряженная борьба, в которой цель достигается единственным способом.

Книга предназначена для общеобразовательных и спортивных школ, ВУЗов, шахматных коллективов внешкольных учреждений, а также для самообразования.

Также на этом сайте Вы можете попробовать найти отзыв на этот товар, для этого воспользуйтесь поисковой строкой на сайте отзовика. Учебное пособие комбинаций. Блох Цена руб. Это пособие, написанное опытным тренером, международным гроссмейстером ИКЧФ, содержит более заданий, подробно классифицированных по комбинационным мотивам. Продуманная последовательность заданий помогает развитию комбинационного зрения и позволяет использовать книгу также в качестве учебника.

Для всех позиций характерна напряженная борьба, в которой цель достигается единственным способом. Книга предназначена для общеобразовательных и спортивных школ, ВУЗов, шахматных коллективов внешкольных учреждений, а также для самообразования. Пособие рассчитано на шахматистов-разрядников. А Вы знали что можно писать отзывы на товары, которыми Вы пользовались и зарабатывать на этом? Правила, стратегии и тактика игры.

Хищники на шахматной доске. Новые идеи в шахматной игре. И пусть не гроссмейстеры. Шахматы для детей и родителей. Правила, стратегии и тактика игры И.

Владислава2 комментариев

Методы прикладной статистики в R и Excel. Учебное пособие В. М. Буре, Е. М. Парилина, А. А. Седаков

Книга будет интересна всякому, кто интересуется новыми веяниями в области теории вычислений и смежных наук. Камышов, Валентин Митрофанович Строение вещества: Настоящее учебное пособие представляет последовательное и многостороннее изложение одной из важнейших составляющих химических наук — раздела о строении вещества.

На основе квантово-механического подхода рассматриваются вопросы строения вещества — от микроскопических состояний атомы, молекулы до макроскопического газы и конденсированные фазы. Строение атомов изложено на уровне электронных оболочек и не касается вопросов строения атомного ядра.

Может быть полезно для бакалавров, обучающихся по нехимическим направлениям подготовки. Карчевский, Михаил Миронович Лекции по уравнениям математической физики: Излагаются основные методы исследования и решения граничных задач для линейных уравнений с частными производными второго порядка. Компьютерная графика в САПР: Основное внимание в пособии уделено описанию методов компьютерной графики и геометрического моделирования как основе современных систем САПР в машиностроении.

Описывается создание, обработка и воспроизведение изображений с использованием средств вычислительной техники, дается введение в САПР и знакомство с теоретическими основами компьютерной графики. Пособие предназначено для обучения бакалавров всех технических специальностей и соответствует по содержанию образовательным программам ФГОС третьего поколения по инженерной и компьютерной графике, а также представляет интерес для аспирантов и ИТР, связанных в своей практической деятельности с применением компьютерной графики и методов геометрического моделирования в САПР.

Изложены краткие теоретические сведения о современных конструкционных материалах, из которых изготавливается упаковка и тара для различных изделий и продуктов. Рассмотрены вопросы применения упаковочных материалов, их классификация, структура металлических и неметаллических материалов, механические и другие свойства материалов, механизм разрушения и требования к материалам при изготовлении и эксплуатации упаковки.

Излагаемый материал сопровождается большим числом примеров и программ на MATLAB, существенно облегчающих освоение теории автоматического управления. Нанотехнологии активно входят в нашу жизнь и являются, пожалуй, одной из наиболее бурно развивающихся областей современных научных исследований. В данной монографии представлены материалы по целому ряду наиболее важных направлений, подготовленных ведущими российскими исследователями, активно работающими в области нанотехнологий, и высоко котирующимися мировым научным сообществом.

Приведены общие сведения о наноматериалах и размерных эффектах, механизмах роста наночастиц, синтезе, свойствах и применении катализаторов, полимерных нанокомпозитов, аэрогелей, газоразделительных мембран, биоактивных покрытий, наноматериалов для альтернативной энергетики и сенсоров.

Учебное пособие адресовано читателям, которые хотят получить общее представление о переработке нефти, процессах ее составляющих, проблемах и основных тенденциях развития этой отрасли.

В доступной широкому кругу читателей форме, последовательно, от первичной ректификации нефти, через каталитические и термические процессы нефтепереработки рассмотрена технологическая цепочка превращения сырой нефти в моторные топлива, масла и другие нефтепродукты. Описание основных аппаратов переработки нефти, а также вспомогательных установок создает целостную картину работы современного нефтеперерабатывающего завода НПЗ.

В тексте приведены основные химические реакции рассматриваемых процессов, а также упрощенные технологические схемы установок. Особое внимание уделено терминам, понятиям и единицам измерения, создающим специфическую атмосферу производства и сбыта нефтепродуктов. Пособие рассчитано как на студентов химико-технологических специальностей, так и на инженеров-практиков и технологов промышленности. Курбатова ; под ред. Изложены общие принципы планирования и организации работ по обращению с твердыми отходами производства и потребления, эколого-экономические и технологические аспекты их хранения и принципы комплексной переработки.

Рассмотрены вопросы экологической безопасности при обращении с отходами, которая обеспечивается современными методами контроля и мониторинга. Она доступна для скачивания на сайте adobe.

Разделы Бизнес-книги Детям и родителям Нехудожественная литература Учебная литература Деловая литература. Отраслевой бизнес Экономика Финансы. Делопроизводство Книги для родителей Познавательная и справочная литература Домашний круг Компьютерная литература Религии мира Путешествия. Спорт Календари, нетекстовые издания, словари, общие справочники Публицистика Изучение языков мира Научная и техническая литература Медицинская литература Общественные и гуманитарные науки Искусство. Тайны Студентам и аспирантам Дошкольникам Прочие разделы.

Методы прикладной статистики в R и Excel. Теория вероятностей и математическая статистика. В учебном пособии излагаются как основные разделы классического курса математической статистики, так и дополнительные разделы, не входящие в основной курс, но имеющие широкое применение на практике.

В книгу включены такие разделы, как статистическое оценивание параметров методы построения точечных оценок параметров и доверительных интервалов , проверка статистических гипотез, линейный и нелинейный регрессионный анализ, включая бинарную, ридж- и квантильную регрессии.

Особое внимание уделяется реализации статистических методов в программах R и Excel. Все разделы содержат примеры применения методов с использованием вышеупомянутых программ. В книгу включены наиболее часто встречающиеся статистические таблицы.

Книга может быть рекомендована в качестве учебного пособия студентам университетов, обучающимся по направлениям: Маргарита, Полтава , Проще единожды подтвердить свою реальность смс-сообщением, что позволяет сразу же сохранить к себе электронные материалы.

Очень удобные и функциональное хранилище полезной литературы.

Мелитриса3 комментариев

Науки о Земле. Учебное пособие Г. К. Климов, А. И. Климова

Происхождение и эволюция Земли. Форма и размеры Земли. Образование атмосферы, гидросферы и возникновение жизни. Основные закономерности развития земной коры. Эндогенные и экзогенные геологические процессы. Геологические катастрофы в истории Земли.

Человек и планета Земля. Определения ландшафтоведения и ландшафтов. Методы географии и значение науки в жизни. Аннотация к рабочей программе по курсу: Неклюкова учебника УМК 1. Эксмо, , с. В книге "Земля" из серии "Полная энциклопедия" рассказывается об удивительной планете, на которой мы живем.

Начальный курс географии Тема урока Ко л- во часов Тип. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы. Учебный предмет География включен в образовательную. Геоэкология междисциплинарное научное направление, объединяющее исследования состава, строения, свойств, процессов, физических. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса географии для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом приказ Министерства образования и науки.

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы Дронова В. Учебная программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего.

Их основные параметры и элементы 1. Начальный курс 6 класс, 68 часов Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по введению в естественно-научные предметы для 5 класса основана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего среднего образования, с.

Геологическая деятельность поверхностных и подземных вод реферат Реферат на тему Геологическая деятельность поверхностных текучих вод - самая большая коллекция Геологическая деятельность подземных вод. Аннотация к рабочей программе по географии класс Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании: Торайгырова Кафедра биологии и экологии. Австралия и Океания материк и острова. Природа Австралии и Океании. Антарктида - ледяной континент. Экологические основы природопользования 1.

Примерной программы для основного общего образования по географии. Ломоносова в году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе. Кафедра Естественных наук 2. Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Содержание основного общего образования по географии отражает.

Общие сведения о Земле Земля одна из планет Солнечной системы Экологический мониторинг Лекция 1 Основные понятия о мониторинге окружающей среды Лектор: Таловская Анна Валерьевна к. В её движении сложилось сферическое. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 2 города Сызрань городского округа Сызрань Самарской области Утверждено к использованию в учебном.

ПРОЕКТ Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена ОГЭ Спецификация контрольных измерительных материалов. Цель и задачи преподавания учебной дисциплины Место дисциплины в учебном процессе Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметь обучающиеся до.

Аннотация рабочих программ по географии классы Составители: Рабочие программы по географии для х классов разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 69 имени С. Аннотация к рабочей программе по географии классы. Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: Поморский государственный университет имени М. На экзамене по географии,. Планируемые результаты освоения учебного предмета, куса географии 7 класс. Геоэкология как междисциплинарное научное направление.

Основные понятия, объект, задачи, методы. Взаимосвязь общества и системы Земля на современном этапе. Общий обзор изменений геосфер Земли под влиянием. Начинать показ со страницы:. Артём Иванов 1 лет назад Просмотров: Основы географической экологии, природопользование и промышленная экология Основы географической экологии, природопользование и промышленная экология Объекты географии как науки, основные направления изучения географии.

Физическая география и экология, связь между ними и другими Подробнее. Рассмотрены на заседании кафедры биологии и экологии зав.

Чернышова Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по географии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего полного общего образования по Подробнее.

Содержание образования по географии в 6 9 классах Содержание образования по географии в 6 9 классах Изучение географии направлено на достижение следующих целей: Нажмите "Добавить в корзину", отправьте заказ, после уточните у менеджера о возможности получения дополнительной скидки. Никлаус Вирт, Юрг Гуткнехт Разработка операционной системы и компилятора.

Проект Оберон В книге описан проект Оберон, представляющий полную программную среду для современной рабочей станции. В какие города возможна доставка [Г. Я купил а [Г. Учебное пособие], но мне не подошел, как вернуть? Есть ли скидка на [Г.

Милана4 комментариев

Автоматизация архитектурно-строительного проектирования. Учебное пособие В. С. Нагинская

Изложены общие положения, функциональные и физико-технические основы проектирования зданий. Рассматриваются типы гражданских и промышленных зданий, их объемно-планировочные, конструктивные и архитектурно-художественные решения.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлению При этом выделилась самостоятельная область организации населенных мест - градостроительство, как теория и практика планировки городов и поселений. Задачи планировки населенного пункта требуют решения вопросов формирования городской среды, ее охраны, благоустройства и озеленения городских территорий, организации движения транспорта, обеспечения высокого уровня комфорта в труде, быте, отдыхе городского населения и т.

Градостроительство — наука о планировке и создании городов — решает эти задачи и реализует комплексы социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических вопросов.

Проектирование новых и развитие существующих городов осуществляется на основании перспективных планов развития экономики страны по планам районной планировки. Проекты районной планировки разрабатываются для территорий и включают крупные и мелкие населенные пункты. Цели и задачи, решаемые архитектурой и строительством. Схемы построения уличных сетей. Застройка жилых районов и микрорайонов.

Архитектурно-художественное решение жилой застройки. Требования, предъявляемые к зданиям. Функциональные требования к зданиям. Основные конструктивные элементы зданий.

Привязки в стеновой конструктивной системе. Привязки в каркасной системе. Воздействия на ограждающие конструкции стен. Методика проектирования тепловой защиты зданий. Понятие о световом климате. Искусственное и совмещенное освещение.

Зрительное восприятие и видимость. Геометрические условия зрительного восприятия. Принципы определения размеров помещений по условиям размещения людей и оборудования.

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар": Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку " " перед словом или перед выражением в скобках.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос: Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.

Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка": Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.

Злата0 комментариев

Химия окружающей среды. Учебное пособие О. В. Топалова, Л. А. Пимнева

Многие из этих проблем требуют понимание механизмов химических реакций. В связи с этим химия окружающей среды становится особенно важной и актуальной дисциплиной. Учебное пособие состоит из:. Во введении рассматриваются основные понятия учения о биосфере В. Вернадского, структура химии окружающей среды, ее научные направления. В первой главе рассмотрены основные физико-химические процессы, протекающие в окружающей среде - массообменные процессы: Вторая глава посвящена загрязняющим веществам в биосфере.

Обсужден вопрос возникновения проблемы загрязнения биосферы. Дано понятие загрязняющих веществ и их масштабы. Рассмотрены виды загрязняющих веществ физическое, химическое, биологическое и др.

Третья глава уделяет особое внимание круговоротам веществ в биосфере. Устойчивость биосферы к воздействию внешних факторов показана на круговоротах биогенных элементов в биосфере. Круговорот углерода и кислорода рассмотрен с количественной стороны.

Показана скорость накопления углерода в живых организмах, почвенном гумусе, атмосфере и осадочной оболочки Земли. Круговорот азота показывает, как в настоящее время происходит нарушение равновесия по азоту в биосфере в результате человеческой деятельности, накопление нитратов и промежуточных продуктов нитрификации. Круговорот фосфора и серы показывает накопление загрязняющих веществ в атмосфере, гидросфере и верхних слоях литосферы.

Четвертая глава посвящена химии атмосферы. Приводятся данные по вопросам химии и экологии атмосферы, содержится информация о строении, химическом составе атмосферы. Подробно рассматриваются источники загрязнения атмосферы. Описывается поведение в атмосфере различных газов азота, оксидов азота, углерода, серы и озона. Дается обзор химических процессов протекающих в атмосфере с их участием.

На современном научном уровне обсуждаются глобальные экологические проблемы атмосферы. Приводятся процессы образования кислотных дождей, фотохимического смога. Уделено внимание образованию органических загрязняющих веществ в атмосфере. Приведена подробная классификация выхлопных газов при сгорании моторного топлива.

Рассматриваются антропогенные источники органических загрязнителей атмосферы - промышленные предприятия химической, нефтехимической, теплоэнергетики. Значительное внимание уделяется аэрозолям.

Подробно обсуждаются проблемы образования и трансформации аэрозолей в тропосфере и стратосфере в результате химических и физико-химических процессов. Обсуждаются концепции экосистем, термодинамические принципы в экологии, химическое загрязнение окружающей среды и его влияние на экологическое равновесие.

Предназначено для студентов, аспирантов экологических и химико-экологических специальностей высших учебных заведений, учителей химии, биологии, экологии, а также для лиц, принимающих решения в области природоохранной деятельности. Наталья, Львов , Искала "Химия окружающей среды. Учебное пособие" для скачивания. Не пожалела, что к вам зашла. Одна СМС на телефон - и книга моя! Спасибо вам за это!

Так будет всегда или будет когда-то платный контент? Оксана, Могилев , Много подобных книг можно откапать в интернете. Мне, как постоянному читателю статей о рукоделии, кулинарии, садоводстве и т. Книги бесплатные, только подтверждение мобильного телефона требует, если скачивать.

Мужчины - существа примитивные. Военная безопасность Государства Российского, В. Большевизм и христианская экзистенция, Федор Степун.

xgamalad3 комментариев

Эстрадно-джазовый вокальный тренинг. Учебное пособие Т. Н. Сморякова

Или введите идентификатор документа: Справка о расширенном поиске. Поиск по определенным полям Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться.

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар": Иллюстрации к книге Тамара Сморякова - Эстрадно-джазовый вокальный тренинг. Рецензии и отзывы на книгу Эстрадно-джазовый вокальный тренинг. Напишите отзыв и получите до рублей Оставьте заявку на рецензии заявок: Выключи режим Auto и делай по-настоящему 7 рец. В 2-х частях 1 фото. Никогда не извиняйся 1 фото.

Как рисовать животных, птиц, растения и пейзажи 6 фото. Манн, Иванов и Фербер: Все, что мне удалось вспомнить 7 рец. Черный квадрат как точка в искусстве 1 фото. Новая история 2 рец. Проблемы современной культурологии и культуры.

Музейное дело России 1 рец. Если вы обнаружили ошибку в описании книги " Эстрадно-джазовый вокальный тренинг. Учебное пособие " автор Сморякова Тамара Николаевна , пишите об этом в сообщении об ошибке.

У вас пока нет сообщений! Рукоделие Домоводство Естественные науки Информационные технологии История. Исторические науки Книги для родителей Коллекционирование Красота. Искусство Медицина и здоровье Охота. Собирательство Педагогика Психология Публицистика Развлечения. Камасутра Технические науки Туризм. Транспорт Универсальные энциклопедии Уход за животными Филологические науки Философские науки.

Длина тела до 1,6 м, масса 40 90 кг. У самца лопатообразно расширенные рога. Родина Средиземноморье и Малая Азия. Разводят в парках и заповедниках Европы, Новой Зеландии и Америки. Еще быстрее лань Уносится во мглу безбрежную лесов… А. Лань — ЛАНЬ, млекопитающее семейство олени. Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Другие книги схожей тематики: Она также представляет… — Лань, формат:

Степанида4 комментариев

Избранные лекции по эндокринологии. Учебное пособие А. С. Аметов

Содержание книги Избранные лекции по эндокринологии: Перспективы лечения сахарного диабета Лекция 3. Диффузный токсический зоб болезнь Грейвса—Базедова Лекция 5. Эпидемиология и патогенез гипотиреоза 5. Клиническая картина гипотиреоза 5. Особенности гипотиреоза во время беременности 5. Лечение гипотиреоидной комы Лекция 6. Общее понятие о тиреоидитах. Острый гнойный тиреоидит 6.

Хронический аутоиммунный тиреоидит 6. Хронический фиброзный тиреоидит Лекция 7. Эндемический зоб — простое следствие сложных причин взгляд эндокринолога, эколога и маркетолога Лекция 8. Определение, этиология, эпидемиология и факторы риска развития эндокринной офтальмопатии 8. Патогенез эндокринной офтальмопатии с позиций современной науки 8. Биохимические, иммунологические и морфологические характеристики повреждения орбиты при эндокринной офтальмопатии 8.

Роль тиреоидной дисфункции в развитии эндокринной офтальмопатии 8. Классификация эндокринной офтальмопатии 8. Диагностика эндокринной офтальмопатии 8. Клинические проявления эндокринной офтальмопатии 8. Общая характеристика патофизиологического процесса в орбите 8.

Соотношение активности и степени тяжести эндокринной офтальмопатии, их значимость для проведения терапии 8. Осложненные формы эндокринной офтальмопатии 8. Лечение эндокринной офтальмопатии 8. Медикаментозная терапия эндокринной офтальмопатии 8. Лучевая терапия орбит 8. Хирургическое лечение эндокринной офтальмопатии 8.

Кардиология и кардиоваскулярная хирургия. На Ваш e-mail отправлено письмо с информацией для восстановления пароля. Перейдите по ссылке в письме и укаите новый пароль. Книги Авторы Коллекции Журналы. Для чтения книги необходимо Войти в аккаунт. Сахарный диабет типа 2: Необходимо Войти в аккаунт для чтения. Освещены новые возможности в лечении таких заболеваний, как ожирение, метаболический синдром,диабет,акромегалия, болезни Иценко—Кушинга и Грейвса—Базедова, гипотиреоз, остеопороз и др.

Для эндокринологов, врачей широкого профиля, студентов медицинских вузов. Цена в интернет-магазине со скидкой: Это связано с процессом поиска изданий, наличием в настоящий момент договорных отношений с поставщиком заказываемой книги и изменением сроков допечатки тиражей. В связи с возможным отсутствием книг у поставщика мы не гарантируем выполнение заказа.

В случае обработки заказа на крупную партию товара возможно увеличение срока выполнения заказа в связи с поиском необходимого количества заказанной продукции у поставщиков". Аметов Инициалы автора личного имени имен: Избранные лекции по эндокринологии Сведения, относящиеся к заглавию: Аметов Сведения об издании: Дополнительные сведения об издании: Сборники произведений разных жанров Поэзия.

Драматургия Историческая и приключенческая литература Детектив Фантастика Сентиментальная литература Юмористическая литература. Экономика Философские науки Психология. Средства массовой информации Политика.

Светозар1 комментариев

Техника постановки голоса. Учебное пособие А. М. Вербов

Рецензии Отзывы Цитаты Где купить. Как музыка превратилась в поле битвы величайших умов западной цивилизации. Мы - это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом. Путешествие в музыкальную страну. Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации. Вербов можно приобрести или скачать: Обсуждение в группах Автор июля - Владимир Набоков В голосовании за право быть автором июля, победил Владимир Набоков.

Farit 2 дня 11 часов 3 минуты назад. Заметка в блоге Любимые писатели. Владимир Набоков Я в последнее время часто сталкиваюсь с проблемой: Polukrovka 2 дня 9 часов 48 минут назад. Farit 2 дня 10 часов 55 минут назад.

Заметка в блоге Книжные итоги Июня! Ещё один плодотворный месяц в мою копилку. Добежав в этом месяце Марафон, я, конечно Подробнее об акции [x] OZON. Такое положение гортани является мерилом правильной музыкальной вокальной? Не удивительно, что прекрасное учение Штокгаузена при таких условиях, в руках неумелых преподавателей, приводило к плачевным результатам.

Заканчивая главу о положении гортани, повторю сказанное вначале: Итак, чтобы опустить гортань не насильственно, а совершенно свободно, научитесь опускать подъязычную кость, которая не опускает гортань, а только дает ей возможность занять более низкое пассивное положение. Опускание подъязычной кости надо сначала производить посредством чередующихся высовываний и обратных движений языка, причем будут поочередно приходить в действие то подъязычно-подбородочный и язычно-подбородочный мускулы, то подъязычно-грудинные.

После упражнений можно научиться пускать в ход подъязычно-грудинные мускулы и без предварительного высовывания языка. Штокгаузен, являясь представителем новой немецкой школы пения, написал большую работу по методике постановки голоса.

Вербов для его усиления и лучшего использования верхних резонаторов. Рис 4 Из книги Музехольда 1—носовая полость, 2—носоглотка. Не существует никакого приспособления, с помощью которого, при положении гортани, изображенном на рис.

Выключить ротовой ход очень легко, приложив вплотную корень языка к нёбу. Тогда звук весь пойдет одним носоглоточным каналом. Сделать это, как мы знаем из предыдущей главы, можно, подтянув щитовидный хрящ гортани щито-подъязычным мускулом вверх к подъязычной кости, а последнюю подъязычно-подбородочным мускулом подать вверх и вперед.

Однако когда речь идет о том, что рекомендуется всеми школами в качестве общепризнанной истины, то приходится остановиться и на этом вопросе. Не обеспечены ли оба резонатора без каких-либо активных старании певца одним лишь правильным — низким положением гортани?

Почему звук сам собою попадает в резонаторы у скрипача, валторниста, барабанщика, органиста? Потому что в скрипке, валторне и барабане резонатор находится под местом образования звука, а в органных язычковых трубах резонатор находится над местом образования звука. Имея гортань в низком положении, певец может быть вполне уверен, все резонаторы ему обеспечены, и делать чтобы то ни было для их достижения нет никакой надобности, совершенно так же, как нет надобности человеку, стоящему перед зеркалом, делать что-либо, чтобы в нем отразиться.

Сделать это, как уже выше описано, возможно только переводя гортань в высокое положение, приблизив ее выходное отверстие к самой полости рта. Звук тогда пойдет действительно через одну только ротовую полость, минуя носоглоточный канал, и поэтому лишится носоглоточной части головного резонанса.

Останется один только ротовой резонанс. А что же произойдет при этом с грудным резонансом? А произойдет то, что он тоже почти или совсем исчезнет, вследствие удаления голосовых связок от входа в грудную полость, в непосредственной близости к которой образуется звук при низком положении гортани. Ставившийся с давних времен вопрос: Сколь велики мучения при усилиях открывать рот и держать язык так, как этого требуют многие преподаватели, известно всякому учившемуся пению.

Прижимая кончик языка к основанию нижних передних зубов, ученик исполняя требование учителя пытается среднюю часть и корень языка усилиями последнего вогнуть, чтобы получить эту самую лодочку, но тщетно: В этой книге есть анатомический рисунок рис. Мускул язычно-подъязычный, тянущий язык назад и вниз но заметьте, — только к самой подъязычной кости; на передвижение языка дальше назад и вниз действие этого мускула не распространяется.

Парный шило-язычный мускул, тянущий язык в стороны и назад в прямом направлении. Внутренние мышцы языка, сокращающие и сгорбливающие язык. Косые мускульные волокна, суживающие и сгорбливающие язык. Мускульные волокна у конца языка, делающие этот конец плоским. А между тем у всех певцов с хорошо поставленными голосами язык действительно лежит лодочкой, и как-то они это все-таки делают.

Очевидно, тут что-то неблагополучно с научными основаниями. В этой бездеятельности языка и заключается вся суть. При малейшей активности он твердеет и становится помехой для правильного свободного голосоведения. Или, что одно и то же, сокращать подъязычно-грудинные мускулы при полном бездействии мускулов самого языка и вообще всех упомянутых мускулов, расположенных выше подъязычной кости.

Возвращаясь к вопросу об открывании рта, приходится на основании только что сказанного признать, что активное раскрытие рта с раздвиганием челюстей может быть только вредным, — все равно, раздвигать ли их спереди наподобие ножниц или, как рекомендуют иные, сзади, опусканием углов нижней челюсти.

В обоих случаях пришедшие в сокращенное состояние мускулы дна полости рта в том числе обязательно и подъязычно-подбородочный мускул, пагубное действие которого на подъязычную кость и гортань нам известно вызовут рефлекторное содружественное напряжение собственных мышц языка, и он станет твердым. Открывание рта для пения ничем не должно отличаться от открывания его для речи.

Было бы очень странно и смешно, если бы говорящий перед произнесением слова раскрыл рот так, как этому учат певцов. Ни для обыкновенного разговора, ни для полнозвучности речи драматического актера или оратора предварительное, особенное открывание рта не нужно. Нижняя челюсть при начале разговора только отпадает, а не с силой отводится от верхней челюсти.

Для этого не нужна работа, то есть сокращение мышц, опускающих нижнюю челюсть, а только расслабление мышц, сводящих челюсти массетеров , причем нижняя челюсть опустится не активно, а пассивно, только вследствие своего веса. Ничего другого не требуется и для пения.

Всякое иное, то есть активное, нарочитое опускание нижней челюсти ничего, кроме вреда, принести певцу не может. Но об этом — в следующей главе. То, о чем будет говориться в этой главе, основано на давнем, глубоком убеждении автора, подкрепленном многолетним педагогическим опытом и наблюдениями над многими выдающимися мастерами вокального искусства, убеждении, справедливость которого легко доказывается.

Трудность задачи заключается в том, что приходится возражать против общепризнанных положений, да к тому же еще основанных на учениях Гельмгольца, Германа, Уитстона Посредством изменения формы и объема ротового канала воспроизводятся те характеристические звуковые оттенки человеческого голоса, которые выражаются в виде гласных: И, Э, А, О, У и их комбинаций.

Происходящие при этом изменения полости ротового канала обусловлены главным образом изменением внутренних его размеров, меняющихся от движений языка и от величины и формы ротового отверстия. Длина надставной трубы допускает, вследствие ее анатомического построения, только лишь незначительные изменения. По Брюкке, длина эта при гласной И оказывается наименьшей, так как рот сильно расширяется, и губы, вследствие этого, оттягиваются назад, в то время как гортань несколько поднимается.

Постепенное удлинение надставной трубы происходит при последовании ряда гласных: Э, А, О и при гласной У доходит до наибольшей степени, так как для нее отверстие рта большей частью выдвигается трубкообразно вперед, тогда как гортань несколько опускается. Наиболее широкого отверстия рта? Начинающееся при гласной О выпячивание губ уже в значительной степени сокращает поперечный размер ротового отверстия; при гласной У оно становится круглым и наименьшим по размеру При гласной У корень языка приподнят в задней части кверху по направлению к несколько приподнятому мягкому нёбу; при гласной И задняя сторона корень?

Начнем с того, что способ произношения слов у разных людей весьма различен. Такой способ говорить мы встречаем у хороших драматических актеров, выдающихся ораторов, а изредка и у обыкновенных людей, не учившихся искусству декламации и не совершенствовавших своей дикции под руководством специалистов. Нет, это не единственный способ и не этим способом произносят гласные истинные мастера речи и вокального искусства. Вполне справедливо и не оспаривается также общее положение, что гласные производятся изменениями формы и объема ротового канала или что на гласной У происходит максимальное удлинение надставной трубы.

Длина надставной трубы достигает максимума на главной У не за счет трубкообразного выпячивания губ что и безобразно и глушит звук , а за счет оттягивания зева назад и вниз посредством опускания подъязычной кости, причем нет никакой гримасы, а звук на гласной У так же ясен и звонок, как и на всех других гласных.

Нет никакой действительной надобности разгораживать полость рта на две половины высоко приподнятой серединой языка, для образования гласной И, так как то И, которое выговаривают или поют хорошие актеры и певцы, произносится не во рту, а там же, где и гласные О, А. Да и как согласовать эти решительно отвергаемые способы произношения гласных со справедливо общепризнанной необходимостью сохранять в пении низкое положение гортани, что делается невозможным, если выпячивать губы трубкой на гласной У, подымать к самому нёбу язык на гласной И и проч.

Можно ли возражать что-либо против такого суждения проф. Гутцмана цитировано по книге проф. Вербова наблюдается резко выраженное движение гортани, нижней челюсти и губ при минимальном движении дна полости рта Я утверждаю, что, расположив гласные в следующей последовательности: А, О, Э, И, У — всякий певец, усвоивший манеру петь с низко сидящей гортанью, может спеть все эти гласные одним дыханием на одной или на разных нотах, при одном и том же положении гортани, нижней челюсти и губ, изменяя гласные и производя последовательно одну из другой одним только движением языка, без всякого изменения формы ротового отверстия.

В предлагаемой последовательности, при свободном низком положении гортани, гласная О производит из А одним опусканием корня языка, причем передняя часть его приподымается и слегка завертывается назад. Из О передвижкой языка несколько вперед, сохранив ту его форму и положение, которые он принял на гласной О, мы получим Э, а втянув весь язык немного назад и слегка его приподняв, мы получим из Э — без всякого расширения рта, оттягивания губ назад, перегораживания рта пополам и заметного поднимания гортани — полнозвучное, сочное, круглое а не бесцветное, плоское И.

Если же петь эти гласные надлежащим способом, при низком положении гортани, без участия нижней челюсти и губ, производя отдельные гласные одним лишь соответственным движением корня языка, то ни полного, ни с различным напряжением на разных гласных отделения ротовой полости от носоглоточного канала не будет. Звук на этой гласной, напротив, без носоглоточного резонанса будет пустой и лишенный тембра и только с носоглоточным резонансом приобретает ту глубину и звучность, которой особенно эта гласная отличается у хороших певцов.

Остается сказать несколько слов о сложных гласных: На этих гласных, не только у учащихся пению, но часто и у профессиональных певцов, считающихся готовыми, слышится плоский, лишенный тембра звук, отличный от того, которым эти же певцы поют на основных гласных.

Происходит это потому, что звук Й, которым начинается каждая сложная гласная, произносится выдвинутым вперед, напряженным концом языка, который с силой вдвигается в тесный промежуток между сближенными челюстями. Этим и объясняется появление плоского, бесцветного и сжатого звука при пении сложных гласных.

О способе устранения этого крайне нежелательного явления, вносящего пестроту в звучание голосов, по причинам технического свойства удобнее будет поговорить в главе о согласных. В задачи данной главы не входит рассмотрение вопроса о согласных во всем объеме. Образование каждой из двадцати согласных русской азбуки само по себе в условиях настоящей работы не представляет особого интереса. Здесь важно будет только рассмотреть взаимоотношение, то есть техническую связь между гласными и согласными звуками.

Помимо прерывания звука, согласные могут оказывать и значительное влияние на качество, характер и силу звука не только в начале, но и на протяжении всей его длительности. Нельзя упускать из виду, что от того, как начат любой вокальный звук, зависит и его продолжение, почему и придается такое важное значение атаке звука, когда она начинается на гласной.

Поэтому, не вдаваясь в разбор всех двадцати согласных нашей азбуки, все же следует сказать несколько слов о главных категориях, на которые они разбиваются по способу артикуляции, то есть по вовлечению в их образование тех или иных частей полости рта. Насколько гласные должны быть независимыми и избавлены от влияния на них движений челюстей, губ и переднего конца языка, настолько же эти движения необходимы для образования тех или иных согласных.

В этой противоположности, так сказать, интересов гласных и согласных, в этом коренном различии способов и средств их образования заключается вся трудность произношения слов в процессе пения. В интересующем нас отношении все согласные могут быть разделены на две основные группы, а именно: Б, В, М, П, Ф; ко вторым: В общем можно сказать, что влияние согласных первой категории на голос не может быть особенно значительным, так как эти согласные, произносимые при помощи смыкания губ или прикосновением нижней губы к верхним резцам в, ф , только прерывают звучание тех или иных гласных, но произношение этих согласных не требует смещения той или иной части языка, которое могло бы прямо или косвенно вызвать переход гортани из низкого положения в высокое.

Другое дело — согласные второй категории. Согласных второй категории втрое больше, чем первой, — отсюда понятно, как часто должна подвергаться гортань неблагоприятным для ее опущенного положения влияниям, особенно, если принять во внимание двойные и тройные сочетания согласных этой категории, как, например, в словах: Но там мы вышли из положения, придя к выводу, что звука никуда направлять не надо.

Здесь же такого выхода из положения нет. Действительно, гортань надо удержать в низком положении, а все согласные второй категории произносить с помощью приближенного к передним зубам или высоко поднятого языка.

Что обе несовместимые, как бы казалось, задачи с успехом выполняются всеми хорошими певцами, — известно всем. Но как же они это делают и как научиться этому? В начале данной главы было сказано, что общий признак согласных тот, что все они произносятся без голоса и являются моментом, прерывающим звучание голоса на той или иной гласной. Если мы научимся не петь на согласных, а только произносить их действительно без голоса и петь будем только на основных гласных, то неизбежные передвижки подъязычной кости, языка и гортани кверху при произнесении согласных будут иметь длительность только того перерыва звучания, который производится данной согласной.

Искусство хорошей дикции с сохранением связности пения заключается в той быстроте, с которой поющий умеет с полной четкостью произвести согласную, не задерживая язык в поднятом вверх или выдвинутом вперед положении дольше, чем это нужно, и в той ловкости, с которой он научится быстро возвращать выведенную из низкого положения гортань в ее исходное положение.

После этого можно атакировать гласную так, как если бы ей не предшествовала согласная, то есть если бы слог начинался прямо с гласной. Прежде чем перейти к примерам соответствующих упражнений, упомяну о том, что согласная может оказать вредное влияние на звук лишь в тех случаях, когда она предшествует гласной. Находясь в конце слога, та же согласная не оказывает влияния на предшествующий ей гласный звук.

Этим фактом мы воспользуемся там, где это возможно, при построении упражнений. Пользуясь тем, что согласная не оказывает влияния на предшествующий ей гласный звук, этот же пример можно расположить следующим образом:.

Все сказанное в отношении произношения согласных, предшествующих гласным, в полной мере относится к произношению сложных гласных Ю, Я, ё и русского Е. Последнее, как и первые три, произносится с приставкою в начале звука И, артикуляция которого вполне однородна с образованием согласных второй группы. Это Й следует произносить без голоса, отдельно от следующей основной гласной, таким образом: Существует еще лучший способ сохранить в пении на этих сложных гласных всю полнозвучность и тембр, которые имеются в голосе на основных гласных, состоящий в том, что звук И заменяется основной гласной И, которая, как было выше установлено, поется в зеве, при слегка только приподнятом а не выдвинутом сильно вперед языке.

При такой замене, то есть при пении и—А, и—У, и—О и т. Е, певец же освобождает себя от необходимости выдвигать язык далеко вперед и выводить гортань из ее правильного положения. Если спеть, выговаривая Я концом языка, то выйдет трудное и узкое.

Если же спеть И—ИА, как показано в нотном примере, едва шевельнув языком между двумя И, то получится нота максимальной полноты и яркости. Во всех вышеприведенных примерах знаки тире между согласными и гласными надо понимать отнюдь не как паузы, а только как указания на открывание языка перед каждой гласной.

Разумеется, вся эта внутренняя лабораторная работа должна быть тщательно скрыта от слушателя, чтобы он не мог заметить тех приемов, которыми певец пользуется для достижения своих целей. Эти технические приемы должны быть доведены до автоматичности. Интересующиеся историей взглядов разных вокальных школ на этот предмет могут найти весьма обстоятельную литературную сводку в вышеупомянутой книге проф. Там же дано анатомо-физиологическое описание дыхательного аппарата.

Значение и роль дыхания в пении аналогичны роли смычка при игре на скрипке и совершенно идентичны с ролью меха в органе и фисгармонии. Для того, чтобы скрипичный звук был чист, устойчив и ровен, необходимы два условия, а именно: Подобно этому, назначение меха органа или фисгармонии заключается в том, чтобы поддерживать достаточное и равномерное давление воздуха в трубах под их язычками, что достигается равномерным давлением ноги на педаль при отсутствии утечки воздуха в самом мехе.

Весь дыхательный аппарат певца, то есть грудная клетка с заключенными в ней легкими, и брюшные стенки с их сложной мускулатурой и лежащими в них брюшными внутренностями должны быть использованы таким образом, чтобы сперва обеспечить достаточный запас рабочего воздуха, а затем под определенным и равномерным без толчков давлением пропустить его через сближенные и напряженные в той или иной мере голосовые связки голосовые струны.

В зависимости от такого задания мы будем рассматривать человеческий голосовой аппарат в целом как механизм определенного назначения и обратим особое внимание на то, что в обоих вышеприведенных примерах главнейшим условием является устойчивость и равномерность давления смычка — в скрипке и воздушного столба — в органной трубе.

Что получилось, если бы, например, натяжение смычка во время игры на скрипке время от времени ослабевало? То же случилось бы и со звуком фисгармонии, если бы по временам происходила утечка воздуха в мехе и давление в трубах вследствие этого падало.

Что такое сравнение можно сделать без всякой натяжки, не искажая и не преувеличивая действительность, видно из рис. Читателю должно быть известно, что воздух может вдыхаться легкими не только за счет расширения грудной клетки вследствие движения ребер, но и за счет ее углубления из-за опускания диафрагмы.

Опускаясь при своем сокращении, диафрагма оттесняет вниз лежащие под ней брюшные органы, причем емкость грудной полости увеличивается в глубину, чем и втягивается в грудную полость в легкие известный объем воздуха. Таким образом, момент опускания сокращения диафрагмы вполне и в точности соответствует моменту опускания поршня насоса. После этого стенки брюшной полости, состоящие из сложной системы прямых, косых и поперечных мышц, составляющих так называемый брюшной пресс, комбинированными сокращениями, о которых подробно будет сказано ниже, подымают обратно вверх всю опустившуюся при вдыхании массу брюшных органов.

Воздух устремляется наружу через дыхательное горло и гортань. Этот момент выдыхания вполне и в точности соответствует движению поршня шприца вверх. Необходимо обратить внимание на то, что стенки трубки насоса, состоящие из твердого материала, при движении поршня не раздаются и не сокращаются и потому сохраняют один и тот же просвет при всех положениях поршня и при разной силе давления на него. Это дает возможность руке, двигающей поршень, рассчитать и регулировать силу и темп давления на поршень.

Этого не было, если бы стенки трубки насоса где-нибудь выше головки поршня были растяжимы или могли, наоборот, суживаться под влиянием каких-либо посторонних причин. В зависимости от степени растяжения или сжатия выше головки поршня пришлось бы изменять также силу и скорость движения поршня, но рассчитать с точностью степень усиления или ускорения этого движения стало бы невозможно.

Все это вполне применимо к трубке, образуемой грудной и брюшной полостями человека. И здесь изгнание того воздуха, который набран при помощи сокращения, то есть опускания диафрагмы, производится обратным поднятием органов брюшной полости, которые можно в целом рассматривать как поршень насоса.

Напряжение брюшного пресса, движущего этот поршень, может быть точно рассчитано лишь в том случае, если стенки вышележащей грудной полости будут неподвижны в течение всего времени выдыхания и только в этом случае выдыхание может быть равномерным, иначе регулировать и соразмерить движения поршня в насосе и брюшного пресса у человека невозможно.

Оставляя без рассмотрения ключичный и грудной тип дыхания, остановимся на брюшном, или диафрагматическом, и на косто-абдоминальном типах дыхания. Сходство заключается в том, что при обоих типах дыхание вдох производится при помощи опускания сокращения диафрагмы, а выдох — давлением брюшного пресса.

Сопоставляя эти различия с тем, что было сказано в предварительной установке к данной главе, мы видим, что при косто-абдоминальном типе дыхания как раз отсутствует необходимая неподвижность стенок цилиндра насоса выше головки поршня, и, следовательно, соразмерить и регулировать давление брюшного пресса при выдохе, то есть фонации, с требуемой точностью невозможно.

Продолжая аналогию, вспомним, что роль руки, регулирующей движение поршня насоса, в процессе выдыхания брюшным прессом исполняет диафрагма. Она расслабляется после своего вдыхательного сокращения не сразу, а лишь постепенно уступая давлению снизу внутренностей желудка, печени, кишечника , двигаемых вверх брюшным прессом.

Но выполнять безукоризненно такую работу диафрагма может лишь при следующих условиях: Участие стенок нижней части грудной клетки в выдохе при косто-абдоминальном дыхании неминуемо спутает расчеты диафрагмы при регулировании выдыхания, так как опускание нижних ребер произведет уменьшение нижнего отверстия грудной клетки и, следовательно, ослабив растяжение диафрагмы, уменьшит ее сопротивление к чрезмерному увеличению внутригрудного воздушного давления. Как только начнут опускаться нижние ребра, диафрагма перестанет быть регулятором выдыхания, которое под грубым, ничем не регулируемым воздействием опускающихся ребер пойдет неравномерно, толчками и отразится на звуке самым неблагоприятным образом.

В интересах истины необходимо, однако, оговориться, что толчки и дефекты красоты звука при косто-абдоминальном выдохе могут происходить и быть заметными не на всем протяжении звука. Разумеется, если опускание ребер будет происходить с самого начала выдоха одновременно с выдохом абдоминальным, то звук будет криклив, нечист и лишен тембра на всем протяжении тона или фразы, спетой одним дыханием.

Совершенным отсутствием такой дефективности звука отличаются только выдающиеся вокалисты. Преимущество чисто абдоминального диафрагматического дыхания в пении, да и в разговоре именно в том и заключается, что оно не осложнено вмешательством ребер ни при вдыхании, ни при выдохе, благодаря чему оно однотипно на всем протяжении всякого звука, обладая всеми достоинствами косто-абдоминального дыхания, но не страдая вышеуказанными его недостатками.

Правда, усвоение абдоминального дыхания представляет большие трудности. Оно встречается вообще у очень немногих людей от природы и является сравнительной редкостью даже среди профессиональных певцов, но зато эти редкие обладатели чисто абдоминального дыхания и являются вокалистами-виртуозами, из которых только и выходят артисты первой величины. Трудности усвоения чисто абдоминального дыхания, однако, в действительности не так велики, чтобы их нельзя было преодолеть при настойчивости и терпении учащегося, разумеется, при том непременном условии, что преподаватель сам хорошо разобрался в технике этого способа дыхания и усвоил его в своем собственном голосоведении.

Выше было указано на сходство косто-абдоминального и абдоминального дыхания в том отношении, что и в том и в другом вдох производится диафрагмой, а выдох брюшным прессом. Ясно, что, упражняясь во вдыхании при помощи одной лишь диафрагмы без участия не только верхней, но и нижней части грудной клетки и в выдохе при помощи одного лишь брюшного пресса, не вовлекая в этот процесс нижние ребра, мы и можем приобрести умение пользоваться чисто абдоминальным типом дыхания.

Насколько это нужно и полезно, мы уже знаем из предыдущего; остается только ответить на вопросы — возможно ли это и как это сделать?

На первый вопрос можно ответить категорически: Остается побеседовать о том, как обходиться в пении без участия нижнереберного дыхания, которое большинству поющих кажется необходимым и неизбежным. При косто-абдоминальном вдыхании мы, кроме опускания диафрагмы, производим еще вдыхательное расширение нижних реберных дуг, потому, что нам кажется, что вдыхание одной диафрагмой дает мало воздуха.

Но это не так. Попробуем удовлетвориться тем количеством воздуха, который вдыхается за счет одного только опускания диафрагмы. Но о том, как выдыхать брюшным прессом без участия ребер нужно поговорить особо, так как это не так просто, как бы нам хотелось. Чтобы уяснить себе этот вопрос, необходимо познакомиться, с одной стороны, с конструкцией брюшного пресса и теми возможностями, которые заключены в комбинированной работе его частей, а с другой стороны — мускулатурой грудной клетки, способствующей удержанию ее без вдыхания в расширенном положении, предупреждающем возможность сужения нижней апертуры грудной клетки и уменьшения вследствие этого растяжения диафрагмы.

Начнем с мышц, способствующих удержанию грудной клетки в расширенном положении. Широкая спинная мышца m latissimus dorsi расположена на задней поверхности спины и переходит на боковую поверхность груди и на бока.

Зубчатая нижняя мышца спины m. Эта мышца также разводит ребра в стороны и укрепляет их в разведенном положении, то есть препятствует сжатию нижнего сектора грудной клетки. Мускулы брюшного пресса следующие: Диафрагма или грудо-брюшная преграда, ограничивающая грудную полость сверху. Прямая мышца живота m. Эта мышца, лежащая по обеим сторонам белой линии живота в виде широкой ленты, сокращаясь при неподвижно фиксированной грудной клетке и выпрямленном позвоночнике, подтягивает кверху лобковую кость таза и способствует приподыманию спереди нижнего сектора живота.

Косые мышцы живота, наружные и внутренние m. Поперечная мышца живота m. Она широким пластом лежит в глубине брюшных стенок под обеими косыми мышцами и опоясывает живот с боков и спереди. Своим сокращением она сжимает и суживает полость живота. Сокращение ее верхней части уменьшает просвет нижнего отверстия грудной клетки и этим ослабляет растяжение диафрагмы, необходимое для возможности регулирования последней выдыхания.

Поставив себе задачей производить дыхание посредством передвижки кверху всего кома брюшных внутренностей, мы должны и можем использовать те мышцы живота и части их, которые могут способствовать поднятию брюшных внутренностей в вертикальном направлении.

Такими мышцами являются прямая мышца живота,— особенно нижний ее отрезок,— и косые мышцы, особенно те их части, которые лежат в тазовой области живота между гребешками подвздошных костей и нижними секторами белой линии и прямой мышцы живота, образуя с последними нечто вроде бандажа, подтягиванием которого вверх мы можем вытеснить из нижней части живота находящуюся в ней часть кишечника кверху. Это в свою очередь заставит передвинуться вверх и вышележащие внутренности, которые давлением на диафрагму снизу вдвинут ее купол в грудную полость и вытеснят из нее известную часть воздуха.

В итоге всего вышесказанного необходимые технические приемы при абдоминальном типе дыхания сводятся к следующему: Это приведет груд ную клетку в высокое положение без вдоха, а диафрагму — в необходимо растянутое состояние. Следует остерегаться слишком глубоких вдыханий и следить за тем, чтобы не западала при вдыхании верхняя часть живота в области подложечки, как это происходит у некоторых. Необходимо поэтому помнить, что вмешательство в работу прямой и косых мышц поперечной мышцы живота, выражающееся втягиванием средней и, особенно, верхней части живота, может свести к нулю все старания научиться абдоминальному дыханию.

Сокращение поперечной мышцы не только не подымает кверху брюшных внутренностей, но, прижимая их с большой силой к позвоночному столбу, препятствует их свободному передвижению вверх под давлением снизу тазового пояса брюшных мышц косых и прямой. Заканчивая описание техники абдоминального дыхания а том виде, в каком она преподается автором уже много лет, считаю необходимым дополнить сказанное кратким рефератом появившейся в печати летом года научно-исследовательской работы доцента Д. Этот автор так же приписывает брюшным внутренностям роль поршня, движениями своими вниз и вверх производящего вдыхание и выдыхание, но, кроме того, вводит в объяснение механизма певческого дыхания новый фактор — так называемую тазовую диафрагму.

Работнов, — сверху замкнута диафрагмой. Внизу, при входе малого таза, она имеет дно выпуклое книзу и состоящее из фасций и мышц.

1 2 3 4 5 6 7 8 9